Ледоколы России: прошлое, настоящее и будущее
Тяжелые атомные корабли и дизель-электрические суда, танкеры ледового класса и новейшие ледоколы, которые работают на сжиженном природном газе. Рассказываем об истории и перспективах многотонных покорителей Арктики.
О Северном морском пути
Северный морской путь — это кратчайшая водная дорога между Европейской частью России и Дальним Востоком. В нашем законодательстве СМП определен как «исторически сложившаяся национальная единая транспортная коммуникация России в Арктике». Северный морской путь проходит по морям Северного Ледовитого океана (Баренцеву, Карскому, Лаптевых, Восточно-Сибирскому, Чукотскому) и частично Тихого океана (Берингову). Он обслуживает порты Арктики и крупных рек Сибири.

О возможности практического использования этого пути впервые заявил русский дипломат Дмитрий Герасимов в 1525 году. Разработкой и теоретическим обоснованием экспедиции по Северному морскому пути занимался и Михаил Ломоносов. Но полноценное освоение СМП началось только в XX веке с появлением ледоколов современного типа. Россия сегодня продолжает активно использовать и развивать Северный морской путь. По нему идет завоз жизненно важных товаров для жителей Крайнего Севера. Другие основные пользователи СМП – компании, которые ведут добычу полезных ископаемых в Арктике. В 1990—2000-е годы объем перевозок по СМП сократился по сравнению с 1980-ми в 6—8 раз. Лишь к 2016 году он увеличился и превзошел данные советских времен. Согласно указу президента РФ ежегодные объемы перевозок по СМП должны достичь 80 млн тонн к 2024 году. Для этого Россия развивает и обновляет свой ледокольный флот.

В западном секторе Арктики — от Мурманска до Дудинки — курсируют ледоколы Росатомфлота, а в Восточном — от Дудинки до Чукотки — ледоколы Дальневосточного морского пароходства.
Легенды прошлого и современные дизельные ледоколы
История ледоколов началась в XIXвеке. Первым в мире ледокольным судном современного типа стал российский буксирный пароход «Пайлот», который использовался для почтово-пассажирского сообщения между Кронштадтом и Ораниенбаумом. А первым ледоколом арктического класса стал «Ермак». Судно было заложено в Англии в конце позапрошлого века и бороздило арктические воды до 1963 года и даже участвовало в Великой Отечественной войне, став боевым кораблем. В 1974 году на смену легендарному «Ермаку» пришел новый одноименный советский дизельный ледокол.

Другим знаменитым ледоколом той поры был «Красин». До 1927 года корабль, также построенный в Англии, носил название «Святогор». Годом позже «Красин» прославился на весь мир. При возвращении с Северного полюса потерпел крушение дирижабль «Италия». Из всех судов, посланных на выручку членам экспедиции, добраться до ледового лагеря смог лишь «Красин». А на обратном пути советский ледокол оказал помощь германскому пассажирскому судну «Монте Сервантес» с 1500 пассажиров на борту, которое получило пробоины, налетев на лед. За этот героический поход ледокол был награжден орденом Трудового Красного Знамени.

Сегодня в России несколько десятков дизель-электрических ледоколов. Среди последних приобретений ледокольного флота корабли проекта 21900М. В 2015—2016 годах ввели в строй суда «Владивосток», «Мурманск» и «Новороссийск». Несмотря на внушительные размеры этих ледоколов, их экипаж насчитывает 27—29 человек. Благодаря современным технологиям и автоматизации нет необходимости в большом количестве людей.

На очереди новые дизель-электрические ледоколы. Среди них один из крупнейших в мире — «Виктор Черномырдин». Его планируют сдать в 2019 году. Новый ледокол станет надежным звеном в системе Северного морского пути.
От «Арктики» до «Арктики»
Гордость советского и российского кораблестроения — огромные атомные ледоходы. Первым стал легендарный «Ленин». Его построили в 1959 году. Ледокол стал первым в мире надводным судном с ядерной силовой установкой. Только за первые шесть лет эксплуатации «Ленин» прошел свыше 82 тысяч морских миль и самостоятельно провел более 400 судов. А за все время эксплуатации — 654 тысячи миль, из них во льдах — 563,6 тысячи миль. Судно проработало 30 лет. В 1989 году его вывели из эксплуатации и поставили на вечную стоянку в Мурманске, на борту организовали музей.

Судно «Арктика» стало вторым в мире атомным ледоколом. В 1977 году состоялся поход «Арктики» на Северный полюс. Он был впервые достигнут кораблем в надводном положении. В 2008 году ледокол совершил свой последний поход. В скором времени по Северному морскому пути начнет ходить другая «Арктика» — головной атомоход проекта 22220 по строительству ледоколов мощностью 60 МВт. Сегодня этот корабль готов уже более чем на 70%. По последним данным, судно сдадут в эксплуатацию в 2020 году.
Устройство ледоколов
Корпус судна обычно делают бочкообразным, со специальным ледовым усилением в районе ватерлинии (ледовый пояс), «ледокольной» формой носовой и М-образной формой кормовой оконечности. Энергетическая установка — дизельная или атомная паротурбинная с электрической передачей. Такая конструкция корпуса обеспечивает его повышенную прочность, способность противостоять воздействию льда. Форма носа позволяет с ходу выползать на кромку льда, разламывая его своим весом. М-образная форма кормы используется для обеспечения возможности буксировать другое судно «на усах», когда нос буксируемого судна размещается в углублении кормовой оконечности.

У ледоколов арктического класса двойной корпус; толщина внешнего корпуса в местах ломки льда — 48 мм, в других местах — 25 мм. Между двумя корпусами находятся цистерны водного балласта. Для уменьшения трения поверхность ледоколов покрывают специальным полимером. Корабли способны ломать лед, двигаясь как вперед, так и назад.
Сегодня в состав атомного ледокольного флота входят два судна с двухреакторной ядерной энергетической установкой мощностью 75 тысяч лошадиных сил («Ямал», «50 лет Победы»), два ледокола с однореакторной установкой мощностью около 50 тысяч лошадиных сил («Таймыр», «Вайгач»), атомный лихтеровоз-контейнеровоз «Севморпуть» и пять судов технологического обслуживания. Они будут эксплуатироваться до 2020—2030-х годов. Уже сейчас им на смену строят более совершенные, самые большие и самые мощные в мире атомные ледоколы. Кроме уже названной «Арктики», среди них атомоходы «Сибирь» и «Урал».

С 1989 года некоторые атомные ледоколы используются для экскурсий, в основном к Северному полюсу. С 2007 года, после ввода в эксплуатацию атомного ледокола «50 лет Победы», походы совершаются только на нем. Для круизов набирают международные группы. К услугам путешественников ресторан, бар, библиотека, лекционный зал, музыкальный салон, спортивный зал, сауна и даже плавательный бассейн с подогретой морской водой. А в 2014 году ледокол «50 лет Победы» даже принял участие в эстафете олимпийского огня Сочи-2014.
Ледокольное будущее
Мы уже рассказали о будущих атомных гигантах, которые будут покорять Арктику в ближайшие годы. К ним присоединятся новые дизель-электрические ледоколы, а также ледоколы нового типа. Так, вместо дизель-электрического двигателя на судах серии 22740 будут монтировать двухтопливные установки, которые смогут работать на СПГ. При этом придется развивать инфраструктуру заправки судов СПГ по всему будущему маршруту новых ледоколов этой модели. Такие сложности обоснованы заботой об окружающей среде в Арктике. Новацию внедряют, чтобы снизить выбросы от дизельных кораблей. В 2017 году Росатомфлот заказал у Aker Arctic Technology концептуальный проект ледокола с силовой установкой на СПГ-топливе. Согласно техническому заданию новый Aker ARC 123 должен относиться к ледовому классу Arc8, а его мощность составит около 40 МВт.

Кроме того, добывающие компании активно развивают свой танкерный флот ледового класса. Так они могут сэкономить время и деньги, не завися от ледовой проводки с помощью полноценных ледоколов. Среди кораблей есть и проекты на CПГ-топливе. Так, в 2018 году «Совкомфлот» в партнерстве с компанией Shell начал использовать танкеры «Проспект Гагарина» и «Ломоносовский проспект».